К. К. РАХМАТОВ, старший научный сотрудник отдела пчеловодства Узбекского научно-исследовательского института животноводства
История пчеловодства Среднеазиатских республик тесно связана с развитием сельского хозяйства. По данным ряда авторов, в Средней Азии (бывшем Туркестанском крае) медоносные пчелы появились во второй половине XIX столетия (О. Поспелов, 1900; Н. Шавров, 1911; Л. Аренс, 1930). Они указывают, что впервые пчелы были завезены в Семиречье (окрестности Копала) в 1848 г., в Ташкент – в 1872 г., в Фергану – в 1880 г., в Самарканд – в 1898 г., и в Катта-Курган — в 1894 г.
В меаценовую эпоху территория Туркестана была дном третичного Средиземного моря. Образовавшаяся впоследствии на этом месте пустыня, должно быть, помешала пчелам поселиться в Туркестане в послеледниковый период.
Но что же лишило пчел возможности перебраться в исторические времена из Персии, Афганистана или даже Ирана, по крайней мере, в Южный Туркестан – туда, где были благоприятные условия для их существования: длительный вегетационный период, короткая и мягкая зима, разнообразная медоносная растительность, особенно в предгорьях и горных лесных районах? Возникает мысль о том, а не существовало ли в Средней Азии в древности пчеловодство, которое было заброшено или уничтожено позднейшими завоевателями?
В подтверждение последнего предположения мы можем сослаться на знаменитый киргизский эпос «Манас». В трех его главах упоминается о пчелах и меде. Трудно думать, что это — наслоение последних столетий. Заслуживает внимания то, что мед упоминается наряду с наиболее ценными продуктами питания — салом, мясом, хлебом и чаем. Сведения о пчелах приводятся наравне со сведениями о мощи страны, о количестве населения и поголовья скота.
В статье П. С. Массагетова (1927 г.) о Среднеазиатском пчеловодном районе указывается, что, в результате идеальных условий для пчеловождения, в лесах имеется масса семей одичавших пчел, и здесь развит целый промысел в виде бортничества. Далее автор пишет, что найденных пчел выкуривают огнем, и часто из-за нескольких фунтов меда гибнут большие пространства ценнейшего леса.
Указание Л. Е. Аренса (1930 г.) на то, что местное население Средней Азии называет пчелу «русской осой», не вполне соответствует действительности. На узбекском языке пчелу называли и называют «бол ари» и «асал ари», на таджикском — «ору-асал», что в дословном переводе на русский язык означает «медоносная пчела», в не «русская оса».
Продукты пчеловодства потреблялись в пищу крестьянами среднеазиатских народностей с древних времен. Великий узбекский ученый Абу Али ибн Сина (Авиценна) в «Каноне врачебной науки», который является одним из замечательных памятников культуры народов Средней Азии, много писал о пчелах, меде и воске.
Например, во второй книге, в разделе «О простых лекарствах и лекарственных средствах», Авиценна пишет, что «мед есть скрытая от взоров роса, выпадающая на цветках и на других растениях, которую собирают пчелы… Я полагаю, что мед оказывает влияние на поведение пчел, и что пчелы собирают его для пропитания и запасают… Существует вид меда острый и ядовитый. Лучший мед — весенний и летний».
А. Жоравко (1843 г.) в своей статье «Опыт исторического обзора развития пчеловодства в России» («Труды Вольного экономического общества»), вышедшей и отдельной брошюрой, указывает, что в 1792 году в Томской губернии был организован обширный пчельник. Его мед по своим превосходным качествам соперничал на Ирбитской ярмарке с медом башкир, киргизцев и черемисов. Таким образом, еще в конце XVIII века, то есть почти на сто лет раньше указанного Л. Е. Аренсом и другими авторами срока завоза в Среднюю Азию пчел, киргизский мед был известен далеко за пределами края.
Для того чтобы установить подлинную историю возникновения и развития пчеловодства в Средней Азии, необходимо изучить материалы по истории пчеловодства на Ближнем Востоке – в Персии, Афганистане, а также памятники среднеазиатской культуры. Имеющиеся литературные данные говорят о том, что пчеловодство как отрасль сельского хозяйства стало развиваться в бывшем Туркестане с конца XIX-начала XX века. Его распространению среди местного населения способствовали русские военнослужащие и чиновники.
Следует отметить, что особенно успешно развивалось пчеловодство в Самаркандской области. В 1903 году здесь открылась первая опытная пасека. Первоначально пчеловодством занимались русские, но затем и местные жители стали интересоваться новым полезным делом, и успешно его развивать. Об этом свидетельствует избрание в 1902 году Р. Турсунбаева и М. Яукаштаева почетными членами общества пчеловодов при Императорском Русском обществе акклиматизации животных и растений.
Развивалось и кочевое пчеловодство. Местные жители перевозили пчел к источникам медосбора на верблюдах и волах. Однако распространение пчеловодства среди коренных жителей задерживалось тем, что отсутствовала литература на языках местного населения.
Поэтому очень важным событием было издание на узбекском языке в 1908 году в Самарканде книги Л. Л. Ланготрота «Пчела и улей». Переводчик этой книги, Какаибай Абдухаликов, подобрал все необходимые термины и изложил материал в доступной для пчеловодов форме. В своё время эта книга была учебником пчеловодства для жителей Туркестанского края. В настоящее время она является библиографической редкостью.
Подробных данных о состоянии пчеловодства Средней Азии в дореволюционный период не имеется. А. Ковалевский (1923 г.) указывает, что до 1914 года пасека меньше, чем на 100 ульев, в Наманганском уезде считалась маленькой. На рынках Туркестана продавалось по несколько вагонов меда в год. Пчеловоды участвовали в выставках, устраиваемых в Петрограде и других городах.
В 1918 году в Наманганском уезде был организован союз пчеловодов, объединивший собой 40 человек. По данным Н. Н Шилина (1915 г.), в Средней Азии в 1909 году насчитывалось, в общей сложности, 1.844 пасеки и 83.907 семей пчел (учитывались пчелиные семьи, находящиеся в дуплах арчовых колод и в глинобитных ульях).
На совещании сельскохозяйственной секции, проходившем в Ташкенте 28 января 1926 года, сообщалось, что, по сравнению с довоенным временем (1914—1918 г.г.), число пчелиных семей в Средней Азии сократилось на 60%.
В некоторых низинных районах пчеловоды использовали глинобитные ульи, предохраняющие пчел от перегрева. На стационарных пасеках предгорных и горных районов пчел содержали в двух-трехкорпусных и дадановских ульях, а также в ульях с полуподставками и лежаками на 30 и даже 50 рамок.
Особенно важное значение пчеловодство приобрело в связи с расширением посевов хлопчатника, люцерны и других кормовых бобовых трав, а также бахчей и садов.
Источник: mytashkent.uz
Поделиться новостью: